Переполненный участниками ежегодной конференции риэлторов зал, солидный состав панелистов на ключевой сессии. Только что слушали правительственных мужей о важности рынка недвижимости для страны… Поднимается мужчина в возрасте, директор крупного регионального агентства, и задает вопрос: «Мы сейчас работаем за 2 процента комиссионных. Кажется, скоро будем вынуждены соглашаться на 1%! А нельзя ли от имени нашего высокого собрания принять обращение к Кабинету Министров, чтобы они нам сделали как в США — чтобы клиенты платили риэлторам по 6%?!»
Я обернулся посмотреть: зал в принципе оживился, но явно не смеялся над почтенным коллегой. То есть такая наивная мечта, чтобы «нам просто сделали так же хорошо, как у них», жила почти в каждом.

Через несколько часов был сильный подробный доклад о принципах работы в МЛС, но он был воспринят аудиторией без энтузиазма, если не сказать с плохо скрываемым скепсисом: «Как это — делиться комиссией? Да разве эти американские приемы будут у нас работать? Это все так сложно… Да кто из наших клиентов согласится подписать эксклюзивный договор с двойной комиссией?!»

Это было в Бангалоре ровно месяц тому назад. Шло лето 2015-го…

Потом в частных беседах я убедился, что многие игроки рынка (и не только в Индии) действительно, не верят, что риэлторы США и Канады собственными силами достигли:
1. подавляющей доли рынка при абсолютной добровольности обращения за их услугой;
2. высочайшего в мире размера средних комиссионных с отсутствием понятия «кидок» как такового;
3. признания со стороны клиентов, органов власти, СМИ, инфраструктуры (банков, адвокатов, оценщиков, консультантов…);
4. огромного числа участников рынка — более 2 млн. лицензированных специалистов — с потрясающими лоббистскими возможностями единого национального (крупнейшего в мире во всех отраслях!) объединения профессионалов, и все это без нарушения жесткого антимонопольного законодательства!

В оправдание отставания отечественными «лидерами» движения нам предлагается на выбор:
1. жлобский менталитет клиентов — «страна такая»
2. слабость и ненадежность агентов — «работать не с кем»
3. коварство и недоговороспособность конкурентов — «кругом все чмаки и уволенные мною за левак бывшие»
4. традиции — «так у нас без нас сложилось, поздно менять»
5. постоянный кризис и… развитие интернета!
Полное непонимание логических связей, причин и следствия.

Неделю тому в Одессе робко инициировали Стратегическую Сессию с попыткой с помощью нейтрального опытного модератора найти общие ответы на ключевые вопросы: «Куда идем столько лет? Что делаем не так? Как объяснить клиентам нужность риэлторов и убедить их платить за услугу? Как объяснить агентам нужность объединений и привлечь их в свои ряды?» Первый шаг, кажется, сделан.

Завтра Стратегический Совет АСНУ с такой же заявленной повесткой дня. В субботу 7-й «Риэлт-Fest» в Виннице, на который зарегистрировалось рекордное для Украины число участников — 370! А в конце октября — Первая конференция риэлторов Харькова, посвященная MLS…

Хочется надеяться, что «генералы» и «рядовые» осознают, что продвижение вперед полностью зависит от нас самих, от договоренностей в каждом конкретном местном сообществе по:
1. Логике движения денег.
2. Технологиям продажи.
3. Кооперации на базе Этических стандартов.

Не ожидая смены «прозаседавшихся». Понимая реальные угрозы и потрясающие возможности. И — простив друг другу все старые обиды.

Шансы есть!

0 0 vote
Article Rating
[Всего: 0   Средний:  0/5]